tirsdag 30. april 2013

Жизнь в Норвегии 3

Привет! Спасибо за ваше мнение в комментариях! Очень приятно, что вам нравится и ждете продолжения.

Итак, система образования. Детский сад. Организация о которой я знаю все( почти 6 лет работы). Начну с того, что мне не нравится. Хотя , понимая сейчас и государственную и местную систему власти знаю "где собака зарыта".

Норвежский детский сад достаточно молодая организация, до того как норвежцы нашли нефть основная часть мам сидела дома с детками, а папы работали. Так что организация наша находится в постоянном изменении. В отличии от всех остальных скандинавский стран детские сады, да и школы не предлагаю детям горячей еды. То есть, все приносят свои бутерброды с собой. На ланч детсад сервирует свои бутерброды и во второй половине дня сервирует фрукты. А горячий обед предлагается один раз в неделю. Персонала специального на кухне нет, так что нам( педагогам, ассистентам) и один раз "мало не кажется". Постоянные дебаты в прессе, а ответ " денег в бюджете на это нет... пока". Так, что ждем. Второй момент мало персонала( к этому вернусь еще), по-российским  меркам много скажут россияне. Но здесь все по-другому и требования другие к персоналу. А уж когда кто- то болеет, то совсем тяжко. Викаров нет, всем кому нужна постоянная работа, получают ее.

Уровень безработицы очень низкий, а на целый ряд специальностей огромный спрос. Выдержка из газеты: " если вы поможете нам рекрутировать медсестру для дома престарелых, вы получите премию в размере 15000 крон ( 2500$). Надеюсь понятно почему с викарами трудно, ну и еще бюджет часто не позволяет. Я работаю в небольшом детсадике всего 4 группы. Одна для самых маленьких ( детки от 0 до 3) и три смешанные (3-6). Перед тем, как рассказать вам чем мы там занимаемся и какими принципами руководствуемся, вспомню об одном эпизоде из 1994 года, который имел отношение к моей учебе в педагогическом институте  г. Мурманска.

K нам приехала группа норвежских преподавателей и студентов по обмену опытом. Уж мы- то старались, рассказывали про методики, показывали дидактические пособия. Когда подошла очередь норвежцев, вышла одна тетенька из группы и начала свою презентацию со слов: " Главная задача детского сада и начальной школы- это сохранить и укрепить физическое и душевное здоровье ребенка".  Это че такое она сейчас сказала?!- подумали мы. Мы детей к школе готовим, учим, они столько всего знают, а она тут какую- то ерунду.... Так же думала и я! Сейчас думаю уже по-другому. А как? Сейчас объясню! Детство- это полноценный период в жизни человека с основной деятельностью ИГРОЙ. (привожу примерное определение из Конвеции о детстве). Мы же как рассматривали детей- как еще недоразвитых взрослых, а игра- так это так баловство, ерунда.

О значении игры для развития ребенка можно часами говорить.. Если очень кратко, то в игре ребенок примеряет на себя разные общественные роли, учится(сам!) общаться, заново перерабатывает( переживает) свой опыт и впечатления, как бы адаптируя его для себя, репетирует уже приобретенные знания. Пример из детства- девочка сидит на полу с игрушками и играет. Она берет мишку и бьет его, мишка "плачет", потом она его жалеет. Так она проделывает со всеми своими игрушками. ...если бы мама и папа были повнимательнее и понаблюдали за игрой ребенка.

Вернемся непосредственно к принципам и мировоззрению норвежских детских садов. Главное- создать все необходимые условия для игры, всячески оберегать ее, поддерживать и помогать тем детям, которые испытывают трудности с игрой. Конечно и занятия проводим разные, но более в неформальной обстановке. Если ребенок не хочет, его не заставляют. Такое, кстати и случается редко, дети очень любят творить. В любую погоду мы выходим на улицу на несколько часов. И очень часто ходим в походы в лес. Вот такой норвежский детский сад, если в кратце, но о главном.

В том же году, когда ребенку исполняется 6, он идет в школу. И как я уже вам писала в предыдущих постах уже с самого первого дня первого класса достаточно много заданий. Оценки не ставят аж до 7 класса, но учителя пишут комментарии к работам. В каждом классе учитель и ассистент. С первого до 7 класса- это детская школа.

Заканчиваю свою "политинформацию" на этот раз. На выходных посмотрела " Танец Дели". Один из лучших русских фильмов за последнее время!

До встречи!

17 kommentarer:

  1. Оксана, я в шоке от услышанного. Вспоминаю свое детство - я в садике с 4-х лет была - вот это настоящее развитие было. Кстати , многие вкусы в еде привили именно в садике. Малыши и бутерброды у меня как-то не сочетаются. Вот кому Правильные завтраки остро необходимы... Бедные детки...
    Спасибо тебе большое, очень интересно, буду ждать еще. Для меня Норвегия - белое пятно.

    SvarSlett
  2. Рита! Я не совсем поняла от чего шок. Если это связано с едой, то я согласна. Хотя с собой можно отправить и йогурт и даже кашу. Моих так не особо заставишь хлеб есть, я часто отправляю салаты.

    SvarSlett
  3. ...а детки здесь не бедные, а счастливые.

    SvarSlett
  4. Да, сразу шокировала именно еда. Я со своим больным с детства желудком могу представить каково это - бутербродная система. В меня тоже было не запихнуть ни кусочка хлеба, ни супа с луком, но родители всегда следили за моим питанием, равно как и в садике...

    SvarSlett
  5. Оксаночка, действительно, с детишками лучше всего через игры общаться! В играх они лучше развиваются, по крайней мере и речь правильная и отношения друг с другом улучшаются! Мы, взрослые, слишком рано начинаем наших детишек превращать в маленьких "тётей-дядей", а им просто хочется порезвиться!;-) С удовольствием читаю твои рассказы и жду продолжения!:-))))

    SvarSlett
  6. мне это всё знакомо по местным "садикам"
    и согласна,что с детьми лучше играми,а не как у нас.Впрягли и поехали.
    Я просто по своему вижу что потенциал есть,мозгами в папу,не в меня :) так дома стараюсь заниматься,у него к цифрам,счёту больше интерес чем к чтению.Ну про крафт я молчу :)
    так я покупаю ему учебники-тетрадки для местного 1 и 2 класса,и мы занимаемся,когда у него есть желание конечно и настроение.
    Если будут ещё дети,но увижу что желания у них нет,то заставлять не буду.
    С едой такая же фигня.но мой пока ходит только на 2,5 часа.ест дома до школы и после.В следующем году это будет пол дня,что ложить буду не знаю.Он у меня такой малоежка.
    А то что у них ,на наш взгляд,дети ужасно питаются,ну а что поделать.они и сами так же едят.

    SvarSlett
  7. Оксана, спасибо за рассказ! многое поразило и "восторгнуло"! жду продолжения :)

    SvarSlett
  8. Люба, Лена и Таша - спасибо за ваши мнения. Лена - да в том-то и дело, что многие ужасно питаются.

    SvarSlett
  9. да, необычно в Норвегии с питанием. я вдруг задумалась, а кто вообще нам внушил, что питание должно быть обязательно жидким?) мой муж, например, получил в нашем советском дет.саду психическую травму именно из-за молочной каши. он не хотел ее есть, и воспитательница со всей дури толкнула его головой в тарелку, выбив при этом передние зубы. с тех пор прошло почти 30 лет, но муж до сих пор не ест каши, не выносит даже запах молока, да и супы тоже почти не ест. зато обожает бутерброды:)
    мое мнение - все дети поголовно не могут любить каши и супы, так же, как все не могут любить бутерброды. и это уже задача родителей, обеспечить своих детей той едой, которая им больше подходит.

    SvarSlett
  10. Таня! То, что ты рассказала о муже просто потрясло меня!!! Какой УЖАС! ... И с этим человеку жить.. А последние слова твои, о том что это родители должны заботиться совершенно поддерживаю.

    SvarSlett
  11. Знаю по опыту своих родных, которые живут в Канаде-там такая же система.Еду дети несут с собой из дома, а там им ее только подогревают в микроволновке, причем есть набор запрещенных продуктов, тк много детей с аллергиями и может так случиться что один ребенок угостит другого чем-то что ему нельзя.

    SvarSlett
  12. Ну, про еду: у нас тут обеды горячие, а полдники раз в неделю на весь класс приносит кто-то из родителей... Но вот что касается КАШИ: Лиза считает картофельное пюре кашей, и еще кучу всего, похожего на то, что она видела в мультиках и там называли кашей, тоже называет кашей. Обе ни разу не ели каши, и не страдают от этого. Супы... я готовлю, но никто другой из детей во фр.школе супы не ест. Зато мои куриный суп могут есть даже на полдник! Не надо заклиниваться на том, что в России хорошо... Это не хорошо, это просто привычка, традиция... У меня все возмущались: как же дети на тихий час в саду не раздеваются, и спят на матрасах. Так и спят! Отдахнули и дальше поскакали на одной ножке! Если мама дала с собой одеялко и подушку - хорошо. Не дала (обычная французская работающая мама) - будет, как все! Не в этом счастье ребенка!

    SvarSlett
  13. Оксана, с большим интересом прочитала все твои посты про Норвегию, спасибо! У меня вопрос в преддверии отпускного сезона:) Сама знаешь, что у нас в Мурманске все стараются вывезти детей на море, в среднюю полосу, желательно на все лето (лично я всегда мечтала остаться дома с родителями, чем расставание на три месяца и отдых у бабушек). С моими детьми не всегда есть такая возможность. А как обстоят у вас дела с отдыхом детей? Летние каникулы тоже 3 месяца? И как правило где это время проводят дети? Бабушки с дедушками принимают участие в воспитание детей, берут ли их на отдых?
    Таня, история про твоего мужа мены повергла в ужас!!! Это просто преступление, надеюсь что эта гадина получила по заслугам! Сочувствую и переживаю...

    SvarSlett
  14. Оля! И мои спали на матрасах в садике!

    SvarSlett
  15. Оксана, читаю сейчас все твои сообщения о жизни в Норвегии. Очень интересно.
    О питании. Вспоминаю своё детство в Союзе (50-е годы). Меня мама растила меня одна и в садике я была на 5-ти дневке и таких детей было не мало. Заставляли есть то, что дают и доедать до конца, не выпускали из-за стола пока не съешь всё. Я помню как я не могла впихнуть в себя гречневую кашу с молоком и ещё гороховый суп. И до сих пор об этом вспоминаю.
    В Германи в детском саду горяие обеды есть, их привозят. И доедать детей не заставляют - не хочешь - не ешь. Также приносятся из дома матрасики и тихий час - на полу на матрасиках. Очень много занимаются с детьми ручными поделками. Но что мне очень не нравится- это то, что на прогулках за ними не особо следят: ни как ребенок оделся на прогулку, промок или нет, замерз или нет. В школе то же самое: дети ДОЛЖНЫ, В ЛЮБУЮ ПОГОДУ и при любой температуре, быть на большой перемене 40 минут на улице, там же они и едят свои бутерброды. В начальной школе горячих обедов нет. Все приносят бутерброды с собой или покупают булочки и пр. в буфете. Но на продленке есть горячие обеды.

    SvarSlett
  16. Таня! Здесь также в любую погоду, в саду следят за одеждой, а в школе нет.

    SvarSlett
  17. Читала с огромным интересом...

    SvarSlett